Как оторвать ребёнка от экрана и увлечь учёбой?

0
1900

В большинстве своём дети ходить в школу не любят. Есть, конечно, редкие исключения, у которых от слова «контрольная» загораются глаза, но эта статья точно не о них. Средний российский школьник отбывает учёбу, как мудрый заключённый каторгу, терпеливо и с душевным смирением, а в свободное время утыкается в телефон или планшет.

Увлечь ребёнка школой, если сама школа не справилась — не выйдет, да и не нужно. Важно увлечь его учёбой. Умение учиться — это навык, который будет приносить дивиденды всю жизнь. Он десятый год фигурирует в списке самых ценных качеств, которые работодатель ищет в соискателе от Мирового Экономического Форума.

Мария Монтессори, педагог, включённый в список ЮНЕСКО за внесение вклада в образование, считала, что ребёнок не может не учиться, он природой создан для поглощения и усвоения знаний. Оставьте его сытого и довольного жизнью в покое, не мешайте, и через час он обязательно устроит какой-нибудь эксперимент, в ходе которого пострадает квартира, но обязательно сформируется новое знание. Например, что тюбика зубной пасты, размазанного тонким слоем, хватит на половину прихожей и кухню. Маленькие дети тащат в рот всё подряд, потому что других исследовательских инструментов у них нет, а когда они появляются, начинается школа. Мы не будем в этой статье поднимать вопрос о том, почему дети, познакомившись с системой образования, теряют вкус к усвоению знаний. Если вы читаете эту статью, значит школа по какой-то причине с задачей привить ребёнку любовь к познанию не справилась. Мы будем искать рецепты исправления ситуации.

Интерес к учёбе — врождённое свойство человека. Представьте его в виде родника, русло которого завалено камнями. Десять раз ребёнку на вопрос о том, почему небо голубое, ответили «Отстань, я занят», и русло перегородил валун с надписью «Вопросы неуместны, они мешают взрослым», пять раз ребёнка, высказывающего своё мнение, оборвал педагог — ещё один валун «Не стоит строить собственных теорий». И так год за годом. Важно понимать, что ситуации «ничего не интересно» не бывает. Что-то да интересно. Чтобы узнать, как прокачать героя в компьютерной игре, ребёнок готов перелопатить половину интернета и прочитать текста больше, чем было во всём списке книг на лето. Девочка, которая спит на физике, может перечислить компоненты состава люксовых помад на память. Познавательные способности ребёнка, который «вечно смотрит в телефон», никуда не исчезли, они используются не в том русле, в каком вам бы хотелось. Делать уроки, если ты не горишь предметом, скучно. Это факт, и давайте все его примем. Решать однотипные примеры — утомительно. «Дальний смысл» в виде усвоения знаний видят взрослые, для детей это нелюбимое занятие, которым почему-то надо заниматься, а в размытом «ради знаний» нет ничего, ради чего стоило бы напрягаться. Родник познания не иссяк, он течёт не в ту сторону.

Для продуктивного развития познавательных способностей, а следовательно, для интереса к учёбе ребёнку необходимы следующие условия:

Безопасность и спокойствие

Когда страшно или тревожно, не до новых знаний. Обучение — это формирование новых нейронных связей, а для него нужен покой. Любая новая деятельность требует энергозатрат. Помните, как устают от чтения дети, недавно научившиеся читать? Для них складывание букв в слова — полноценная работа, за пятнадцать минут они тратят на чтение больше энергии, чем за час бега. Если мы нервничаем, подвержены стрессу или испуганы, мозг отказывается воспринимать новое, он выбирает самый малозатратный вариант действий. Школу не всегда можно назвать комфортной средой. Даже если в классе хорошая атмосфера, а учителя не злоупотребляют властью над детьми, не все дети вольготно ощущают себя в школе и их нельзя в этом винить.

Отдельный разговор — это наше общее отношение к ошибкам. «Ошибаться нельзя» — большинство детей понимают это до того, как осваивают таблицу умножения. За ошибкой стоят двойка, выговор, расстроенная мама, разгневанный папа. И вся эта компания только и ждёт, когда ребёнок оступится. А между тем ошибка — это НОРМАЛЬНАЯ часть образования. Ребёнок должен быть вправе ошибаться, получать новый опыт и делать выводы. Дети, боящиеся ошибиться, не раскрывают свой потенциал, они слишком заняты тревогой. Ребёнок должен быть уверен, что его неправильный вывод или действие — это не катастрофа, просто ещё один этап получения знания, плохая оценка — это просто сигнал, что ученик не разобрался в теме.

Ошибки совершать не страшно. Главное каждый раз ошибаться в чём-то новом. Илон Маск

Образовательная среда

Идеальный школьник — это молчащее, не двигающееся сорок минут существо, которое прилежно впитывает знания, потом на перемене десять минут ходит тихим шагом и снова превращается в любезного сердцу чиновника истукана. Поменьше инициативы в не установленных режимом рамках, поменьше непрошеных вопросов и мнений. Записали, восприняли, решили, получили отметку, прослушали новую тему и так по кругу…

Не надо винить учителей, у них сорок минут на тему, попробуешь начать слушать детские мнения — до свидания, учебный план. Педагоги делают то, что могут, в тех условиях, которые им заданы. Каким-то детям такая среда подходит, большинству — нет. Большинству детей нужно что-то трогать, смешивать, ломать, выражать своё мнение, спорить, делать выводы, им нужна свобода познания, самые разные форматы обучения и непременно немного игры. Иногда достаточно одного правильно построенного занятия, чтобы преодолеть отвращение к учёбе. Пользовательница образовательной платформы iSmart поделилась с нами своей историей:

«Я глубоко ненавидела химию, которая мне была нужна для поступления в медицинский. Я желанием становиться врачом не пылала, но мама решила и всё тут. Репетиторы у меня менялись как перчатки, потому что от слов «ковалентные связи», «осадок» и «моль на литр», у меня начиналось что-то вроде нарколепсии. Мне неконтролируемо хотелось спать, воспринимать информацию я отказывалась, и учителя, которые сами, кажется, тоже не пылали любовью к предмету. Помучавшись со мной две-три недели, они отказывались продолжать занятия. А потом в моей жизни случилась Лиля Алексеевна, которая на первом занятии поставила передо мной кучу бутылочек и баночек, выдала пустые пробирки, прочла лекцию по технике безопасности, сказала: «Мешай что хочешь, только записывай, что и где смешала» и ушла. Через час у меня была мутная жидкость с запахом груши, какая-то сизая пена, прозрачный, но резко воняющий раствор, какой-то гель и не одной пустой пробирки. Потом Лиля Алексеевна вернулась, села и сказала: «Ну, давай выяснять, что ты тут намешала». Я исписала химическими уравнениями четыре листа и…я не полюбила химию в тот же день, но поняла, что это всё-таки интересная наука. Любовь пришла позже под руководством той же Лили Алексеевны».

Ребёнку нужна живая образовательная среда, ему нужны впечатления и опыт. Это не значит, что следует заполнить выходные походами в музей и театр и постараться захватить все экскурсии, достаточно просто нового материала в симпатичной ребёнку форме, свободы действий и выводов и внимания взрослых к его словам.

Не объясняйте ребёнку, как надо учиться, просто выслушайте его, если он хочет с вами поделиться своими, даже самыми абсурдными, выводами.

Что делать если ребёнок ещё любопытен, но учёбой не интересуется?

Если ребёнку не нравится в школе, это значит, что это нормальный ребёнок и обычная школа. Даже те дети, которые с удовольствием собираются в школу по утрам, идут туда вовсе не за новой порцией знаний. Они хотят увидеться с друзьями, обсудить мультики, провести время в дружественном коллективе, побегать на переменах, иногда получить похвалу за приложенные усилия, а иногда дотерпеть до последнего урока и играть в снежки на улице. И прекрасно. Самый большой плюс офлайн-школы — социализация и привычка к коллективу. А учиться не обязательно в школе. Школа — это данность, которой не избежать, и хорошо бы, чтобы ребёнок понимал это и относился к ней спокойно, не завязывая свою самооценку на оценках в дневнике. Школьная жизнь не определяет его, это всего лишь часть рутины. Учиться можно где угодно и как угодно.

Интернет предлагает широкий выбор курсов и онлайн-школ, вебинаров, подкастов, видеолекций от ведущих специалистов в своих областях. Образовательные платформы для младших и старших школьников предлагают современные и увлекательные тренажёры для отработки учебных навыков.

Если ребёнок любопытен, то найдите ему подходящую среду. Проект «Болталка» от образовательной платформы iSmart нацелен как раз на создание комфортной, безоценочной среды, побуждающей детей к познанию. Лекторы рассматривают одну тему в течение месяца, но с точек зрения разных дисциплин, побуждая детей к критическому и образному мышлению. Основное отличие проекта от подобных в том, что дети не просто слушают интересную лекцию, они рассуждают вместе с лектором, строят гипотезы и ищут им подтверждение, разгадывают загадки и учатся правильно формулировать мысли. Любому ребёнку нужно место, где его выводы будут приняты всерьёз, а информация, которую он получает, будет не только полезной, но и интересной.

Если ребёнок в целом учится неплохо, но с каким-то предметом у него война, и вы хотите поменять его отношение к предмету, вам может помочь сервис «Продлёнка». Онлайн-репетитор поможет разобраться со сложным, поддержит и будет заниматься с ребёнком индивидуально, подстраиваясь под его темп, тип личности и уровень знаний. Преподаватели «Продлёнки» помогают быстро улучшить оценки, но кроме этого делают важнейшее дело — учат ребёнка правильно относиться к ошибкам, как к ещё одному этапу познания.

Если ребёнку уже ничего не интересно, и он не отлипает от гаджетов?

Давление вам не поможет, вы добавите ребёнку стресса, и ни о каком успешном развитии познавательных навыков уже не будет речи. Если у чада тусклые глаза, он залипает в экран и не реагирует на ваши предложения что-то вместе почитать, обсудить, разобрать, то вам придётся сначала немного походить в его обуви.

  • Наладьте контакт. Попытайтесь понять, что всё-таки его увлекает. Игры? Разберитесь в том, во что он играет. Музыка? Расспросите его про любимых музыкантов. Будьте лояльны, даже если вам совсем не нравятся его увлечения, вы пытаетесь понять его, а не оцениваете его вкус. Отключите внутреннего критика и постарайтесь искренне заинтересоваться темой. Подростки на контакт идут неохотно, но у вас есть шанс, вы его родитель. Будьте аккуратны и терпеливы, и устрица раскроется.
  • Организуйте ему удобную среду для учёбы или предложите совместную деятельность. Сейчас есть много курсов для детей и взрослых. Учитесь вместе. Выберите что-то интересное и полезное для вас обоих, например, курсы по финансовой грамотности. Это уж точно пригодится и вам, и ребёнку. Посмотрите с ним лекцию или документальный фильм, обсудите.
  • Подавайте пример. Если родитель сам ничем не интересуется, не читает, а на досуге сёрфит социальные сети, то с какой стати ребёнку заниматься чем-то другим?

iSmart Academy предлагает курсы для детей от 8 до 14 лет на самые разные темы от финансовой грамотности до искусства, но особенно мы рекомендуем вашему вниманию курс «Учимся учиться». Удивительно, в школе дают сложные предметы, но не учат тому, КАК учиться и ЗАЧЕМ, а это очень и очень важно. Школьная программа по форме и по сути не готовит подростка к тому, что ему предстоит пройти в жизни, более того, чаще всего школа отбивает вкус к познанию напрочь. Пройдите курс вместе с ребёнком, он будет полезен и взрослым и детям.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь