КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОЛЮБИТЬ ШКОЛУ — «Єврошлях – інтерактивна освіта»

0
5338

Веселые и нарядные, как на праздник , с радостью и верой в сердце, идут маленькие почемучки первого сентября в школу. Каждый из них надеется стать примерным учени­ком и радовать папу и маму хороши­ми отметками, уверен, что полюбит своего учителя и встретит в школе интересную и веселую жизнь. Не чуждо это радостное настроение и родителям: «Вот мой ребенок. Ка­кой он хороший! Надо только, что­бы в школе нашли к нему подход, свой «золотой ключик»!». Но вот проходит совсем немного времени, и мама слышит от своего обожаемого чада: «Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал. », «А когда будут каникулы? Все учимся, учим­ся. Неужели я буду заниматься та­ким скучным делом 12 лет?». В чем причина недовольства? Каким де­тям трудно учиться? Не рано ли уса­живать 6-летних детишек за парту, лишать беззаботного детства, забав и шалости? Как помочь ребенку приспособиться к школе?

Прежде всего необходимо отли­чать психологическую неподгото­вленность к школе, которая может наблюдаться и в 7, и в 8, и даже в 10 лет, от проблемы принципиальной возможности обучать с 6 лет. Учить-то с этого возраста можно, можно обучать и с 5 лет (как это делают в некоторых странах), но тут учителя сталкиваются с целым рядом допол­нительных трудностей и проблем, которых не было у 7-летних детей. Поговорим о том, как их решить.

По данным исследований укра­инских психологову около 30 про­центов детей шестилетнего возра­ста страдают задержками разви­тия интеллекта. Среди осталь­ных около 42 процентов психологи­чески не готовы к обучению в шко­ле. Примерно 12 процентов перво­классников боятся идти в школу. Около 25 процентов, наоборот, ис­пытывают слишком радужные ожидания от встречи с «кораблем знаний», а это чревато разочаро­ваниями. Нагрузки на шестилеток в школе, по сравнению с нагрузка­ми в детском саду, возрастают в 2,5-3 раза.

У маленького первоклассника — большая потребность в игре, а поня­тие «работа» для него пока чуждо. Есть даже такое понятие «недоигравшие дети». Ему очень трудно удержать внимание в тех пределах, которые требует школа. 6-летний ребенок способен удерживать вни­мание на одном предмете 10-15 ми­нут, а для успешного обучения тре­буется 20-25 минут. Даже усидеть 35 минут на уроке, не согнувшись, для него проблема — но ведь неправильная поза приводит к заболев аниям позвоночника. Любое критическое замечание взрослых ребенок и в т аком возрасте воспринимает очень болезненно.

Учитывая игровое сознание маленького школьника, в школе стоит иметь побольше уроков-сказок и уроков — праздников. Пусть детям расскажет об арифметических дей­ ствиях Буратино, (точнее, учитель с куклой-перчаткой на руке), а о пра­вописании — Мальвина. На IIразднике Правописания можно предложитьть детям чай с тортом и конфетами .

2) интеллектуальная готовность, когда ребенок умеет производить анализ, синтез, сравнение, обобще­ние, классификацию, выделять су­щественные признаки предметов, делать умозаключения;

3) умение критически относиться к себе, способность к действиям в уме (развитие внутреннего плана действий).

Многие из этих умений нахо­дятся у 6-летнего ребенка в зача­точном состоянии. Год, отделяю­щий 6-летнего ребенка от 7-летне­го, очень важен для его психиче­ского и физического развития. По мнению психологов, именно в этот год (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования — логическое мышление, воля, внутренний план действий. Поэтому многие исследователи считают более оп­тимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6 с половиной лет.

Больше всего не готовых к обучению детей в пятилетнем возрасте (около 80%). В шесть лет таких детей намного меньше — 42%; а уже в семь лег их всего 13%.

В зародышевом состоянии у 6-летнего ребенка находится аб­страктное мышление, без которого невозможны изучение математики, сложные умозаключения, понимание основ наук. Необходимо помогать ребенку осваивать абстрактные операции, постепенно переходя от внешних действий с предметами к действиям внутренним, мысленным, которые бы выполнялись сна­чала с образами предметов, а потом абстрактно — с понятиями о них. Для развития такого внутреннего плана действия есть упражнение, которое в особенности нравится детям. Надо взять для начала какое-то простое действие — например, приготовление яичницы или чистка зубов. Потом предложить ребенку по возможно­сти точнее воссоздать всю последо­вательность действий и описать ее, но в обратном порядке, начиная с конца. Также очень полезно выра­ботать у ребенка привычку в конце дня, скажем, ложась спать, воссоз­дать мысленно все события минув­шего дня в прямом и обратном по­рядке.

Концентрируют внимание, учат целенаправленности и умению планировать свои действия игры с куби­ками, конструкторами и пирамидками. А вот творческие способности может развить такая простая игра: пусть ребёнок найдет непривычное использование обычных предметов – карандаша, бумажки и т.п.

Рассматривая первые шаги 6-летнего ребенка в школе, надо обратить особое внимание на проблему «школьных» страхов у детей. В большинстве случаев они объясня­ются установками родителей отно­сительно школы. Ни для кого не се­крет: иногда родители сами, боясь школы, непроизвольно внушают этот страх детям.

1. Необходимо обеспечить детям теплую, благоприятную психологическую атмосферу, чтобы поддер­жать их уверенность в себе.

2. Очень важно дать детям воз­можность рассказать о том, что их тревожит, поскольку с разделенной с кем-то бедой справиться легче.

Очень сложно учиться «теплич­ным» детям. Прежде всего потому, что родители, окружая ребенка плотным кольцом заботы и опеки, лишают сто самостоятельности и инициативы.

Некоторые родители постоянно сдерживают сына или дочурку фра­зами на манер: «Не бегай — упа­дешь», «Ничего не бери – сломаешь», «Не подходи к собаке – укусит». И лишь вселяют в душу маленького че­ловека страх перед неизвестным, в частности и перед школой.

Детей с повышенной тревожно­стью важно не подвергать критике, а наоборот, хвалить и даже немного захваливать. При этом следует руководствоваться тремя важнейшими правилами: общаясь с ребенком, смотреть ему в глаза; не менее 20 раз в день обнимать и целовать и, по ме­ньшей мере, тридцать минут в день говорить наедине. А еще для неспокойной детворы замечательным успокоительным средством могут быть краски. Малышу не обязатель­но даже рисовать какие-то фигуры. Пусть он попросту макает кисть в краску и встряхивает её на ватман, образовывая бесформенные пятна. Так вместе с краской будет выплёскиваться на бумагу избыточное психическое напряжение. А если подложить школьнику пофантази­ровать на тему пятен, дорисовать их, чтобы создать осмысленную картинку, это вдобавок будет разви­вать воображение.

Нет лучшего способа обогатить воображение ребенка, чем соста­влять вместе с ним сказки. Скажем, отец начинает, а маленький поче­ мучка продолжает. И так пока не достигнут логического финала. А вот преодолевать шаблонное мы­шление помогает один из приемов сказкотерапии: игра в «антисюжет». Можно предложить ребенку, например , сделать из Серого Волка положительный образ, а из Красной Шапочки — отрицательный. И развить эту фабулу.

Родители должны помнить, что если успехов и отличных оценок добиваться ремнем, ребенок вознена­ видит школу на всю жизнь.

Несколько лет назад пришлось работать со способным, инициатив­ным мальчиком Вовой. Он хорошо учился, но однажды принес домой «тройку». Отец, бывший армейский прапорщик, подверг мальчугана су­ровому наказанию. С того времени сын стал врать и завел фальшивый дневник. И вдобавок у него развил­ся школьный невроз — боялся отве­чать возле доски. Чтобы помочь ма­лышу в такой ситуации, понадоби­лось три месяца проводить «воспи­тательную работу» с отцом школь­ника и учителями.

1. Не превращайте ребенка в средство вашего самоутверждения, в вещь, которой можно хвастаться перед знакомыми: «А моя дочь три языка изучает, на скрипке играет, на художественную гимнастику хо­дит!» Вполне возможно, что такие нагрузки для него чрезмерны, но он не осмеливается вам возражать. Ус­матривайте в ребенке не продолже­ние вашего «я», а отдельную лич­ность. Тогда вы будете способны по­нять, что ему действительно нужно, а что нет.

2. Демонстрируйте любовь к ре­бенку независимо от его успехов в школе или спортивном кружке. Он должен чувствовать, что дорог вам всегда, несмотря на то, совпадают ли его успехи с вашими представле­ниями и требованиями или нет. По­добное отношение поможет сформи­ровать у ребенка устойчивую пози­тивную самооценку на всю жизнь.

3. Ребенок не должен быть свиде­телем семейных разногласий, осо­бенно тех, которые касаются его вос­питания. Родители должны догова­риваться и вырабатывать одну ли­нию воспитания ребенка. В против­ном случае он не сможет приспосо­бишь к противоречивым родитель­ским требованиям и не станет цело­стной, интегрированной личностью.

Придерживайтесь «золотой се­редины» в воспитании: не лишайте ребенка самостоятельности, слиш­ком опекая его, и с другой стороны, не пускайте его развитие на «само­тек».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь