Как и зачем учить детей предпринимательству

0
5200

«Предприниматель — всегда новатор: он должен мыслить креативно, уметь брать на себя ответственность, рисковать и, конечно, вдохновлять команду и окружающих, — говорит сооснователь детской бизнес-школы KinderMBA Кнарик Арабян. – И для того, чтобы привить детям эти качества, нужно развивать в них предпринимательское мышление – это пригодится в любой профессии, не только в бизнесе». О том, как формировать в ребёнке качества, которые будут полезны для него в будущем, Кнарик Арабян рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.

Кнарик Арабян, сооснователь детской бизнес-школы KinderMBA . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госуправления и публичной политики РАНХиГС, аудитор, автор четырёх учебников и более 60 публикаций на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Бизнес-школа KinderMBA основана в 2013 году для развития у школьников навыков предпринимательской грамотности, лидерского потенциала и креативного мышления. Основатели проекта – Кнарик Арабян и Карина Медведева.

Всех родителей объединяет желание помочь своим детям стать счастливыми, успешными и гармоничными личностями. Один из моментов, в котором дети, как правило, обращаются за советом к родителям — это выбор профессии. Но мир динамичен и стремительно меняется. Поэтому невозможно с уверенностью сказать, какие именно профессии будут востребованы через пять или десять лет.

Современным детям нужно быть готовыми непрерывно учиться в течение всей жизни и, возможно, не раз поменять профессиональный профиль. Мы переходим в компетентностно-ориентированную образовательную парадигму, в которой практика неотделима от теории, а участники образовательного процесса учатся друг у друга и решают в процессе обучения конкретные прикладные задачи.

Несмотря на неопределённость в отношении будущих профессий, можно выделить базовые компетенции и навыки, которые необходимо развивать у школьников. Они не зависят от выбранного профессионального пути. Вот лишь некоторые из них: навыки общения, умение слышать и слушать, ставить цели и формулировать свою точку зрения, ораторское мастерство, работа в команде, умение брать на себя ответственность.

Мы считаем, что именно проектная деятельность в области предпринимательства позволяет развить у школьников навыки и компетенции, которые пригодятся им в профессиональной жизни. Предприниматель — всегда новатор. Он должен мыслить креативно, уметь брать на себя ответственность, рисковать и, конечно, вдохновлять команду и окружающих. Мы уверены, что можно и нужно развивать предпринимательское мышление у школьников через проектную деятельность.

В нашей бизнес-школе KinderMBA ученики в процессе обучения реализуют два типа проектов, связанных с бизнесом:

Участники команды самостоятельно генерируют идеи, формируют ценностное предложение, исследуют рынок, разрабатывают бизнес-модель, стратегию маркетинга, считают финансовую модель и доводят проект до прототипа или тестовых продаж. Такие проекты наши ученики реализуют, например, в рамках модуля «Основы предпринимательства» или «Мой стартап».

Участники работают над кейсом, который предоставляет компания. Учащиеся понимают, что есть конкретная цель, которую нужно достичь, решая задачи за ограниченный период времени. Это, безусловно, бесценный опыт для школьников. Пример такого кейса я приведу чуть ниже.

Проектная деятельность с конкретными бизнес-кейсами имеет ряд существенных преимуществ.

Обучение, максимально приближенное к реальной жизни. Часто обучение в школе и даже в университете – это только теория, которую сложно применить на практике. Учащиеся не понимают, для чего выполняют те или задачи, что является результатом реализации проекта, как полученные знания будут применяться в жизни. Поэтому они теряют интерес к процессу обучения. В случаях, когда проект основан на реальном кейсе, ученики воодушевлённо погружаются в соответствующую предметную область.

Мотивация. Это ключевой фактор для достижения целей. По мере того, как теряется интерес к обучению, снижается и уровень мотивации. Детям (да и взрослым) делать что-то качественно без мотивации очень сложно. К сожалению, со временем это становится привычкой. Чтобы ученик был мотивирован на обучение и на качественный результат, он должен получать в процессе реализации проекта обратную связь от экспертов и педагогов, проверять гипотезы, тестировать прототип, то есть проводить Customer development. Такой подход к обучению развивает любознательность и любовь к учёбе.

Целеполагание. Умение ставить цели — важнейший навык XXI века. Любое действие начинается с постановки цели. В этом смысле проектная деятельность позволяет чётко определить цель и задачи, которые необходимо достичь. Мы учим ставить цели по технологии SMART — это значит, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Такой подход позволяет исключить абстрактные и не очень конкретные цели.

Командная работа. Успех проекта во многом зависит от того, насколько слаженной является работа участников в команде. Умение работать в команде — жизненно необходимый навык для любой сферы. Недостаточно быть профессионалом в своей предметной области, нужно уметь правильно распределять роли внутри команды, взаимодействовать с другими участниками проекта. В нашей бизнес-школе роль лидера в проекте регулярно меняется, поэтому каждый участник может попробовать себя и в роли исполнителя, и в роли лидера.

Умение планировать и эффективно распределять ресурсы. Несмотря на то, что мы живём в эпоху глобальных возможностей, наши ресурсы ограничены, в особенности время. В этом смысле важно научить детей рационально распределять своё время, уметь расставлять приоритеты.

Обратная связь и работа над ошибками. Так как у проекта есть конкретные заказчики из бизнеса, наши ученики знают, что они должны представить и защитить свой проект к опредёленному сроку. В процессе защиты проекта дети отвечают на вопросы экспертов и жюри, могут проанализировать эффективность своих действий, получить рекомендации об улучшении своего проекта.

Ответственность. Проектная деятельность в команде способствует формированию чувства ответственности за конечный результат и личный вклад каждого участника проекта.

Осознанность. В результате реализации проектов у детей развивается осознанность в принятии решений. Это поможет им при принятии решений как в отношении каких-то текущих ситуаций, так и в дальнейшем – при выборе будущей профессии, вуза, карьерного трека.

Возможность совершать ошибки. Так как все проекты создаются под реальные задачи, то ошибки неизбежны. Поэтому мы всегда говорим нашим ученикам, что любые ошибки — это важная часть полученного опыта. Объясняем, что их правильный анализ позволит переоценить многие действия в будущем. Да, будут появляться новые ошибки, но это естественный процесс роста и развития. У нас в школе KinderMBA нет оценок, но есть аналитика в процессе реализации и детальная обратная связь по результатам.

Ранняя профориентация. Проектная деятельность в области предпринимательства позволяет школьникам не только ответить на вопросы «Хочу и могу ли я быть предпринимателем?» или «Интересно мне дальше получать образование в сфере бизнеса?». Обучение через выполнение проектов помогает понять, в какой сфере деятельности есть желание развиваться в будущем. Начиная с 5-го класса наши ученики изучают узкопрофильные предметы и занимаются проектами, реализация которых требует от них глубокого погружения в предметную область. Мы в KinderMBA считаем, что ранняя профориентация — залог будущей успешной жизни.

Система ценностей. Безусловно, ценности формируются в семье. Но в процессе обучения очень важную роль играет личный пример преподавателя, наставника или ментора. Мы говорим о ценностно-ориентированном предпринимательстве, рассказываем детям истории российских предпринимателей-меценатов, которые очень много полезного сделали и делают для нашей страны.

В этом году мы совместно с digital-агентством iProspect Russia запустили уникальный модуль по Digital Perfomance Marketing для школьников. В рамках курса ученики знакомятся с эко-системой perfomance-маркетинга, изучают основы контекстной рекламы, таргетированной рекламы в социальных сетях, занимаются медиапланированием и web-аналитикой. Кроме этого они узнают изнутри, чем занимаются digital-маркетологи, и какие навыки требуются для работы в этой сфере.

Параллельно дети работают над реальным брифом от бренда. В первом курсе партнёром проекта стала компания «М.Видео», во втором – ИКЕА. По условиям кейса, каждая команда работает над рекламной кампанией для определённой категории товаров, самостоятельно планирует бюджет, управляет рекламными размещениями, анализирует результаты кампании. По окончании модуля каждая команда представляла свой проект перед экспертным жюри на конференции в МГУ.

Леонид Гольдфарб, операционный директор iProspect Russia: «Digital performance marketing — это новая эпоха в мировом маркетинге. Здесь опыт рождается не из теории, а из постоянных экспериментов, проб и ошибок. Именно поэтому для эффективного обучения детей искусству performance-маркетинга так важно сразу же применять полученные знания на практике, запускать реальные рекламные кампании, смотреть на результаты по трафику, конверсиям, продажам. Совместный курс KinderMBA, iProspect и ИКЕА уникален именно тем, что ИКЕА предоставила детям возможность стать настоящими digital-маркетологами «в миниатюре»: создать кампании, привлечь продажи для онлайн-магазина, сделать аналитику и получить ценные выводы. Кроме того, курс позволил детям работать в командах, совместно создавать стратегии и искать консенсус. Это невероятно важно, т.к. в реальных буднях performance-агентства достичь результата может только слаженная команда».

Инна Романьоли, руководитель отдела маркетинга ИКЕА: «Дух предпринимательства и готовность пробовать новое лежат в основе нашего подхода к бизнесу. Мы с радостью поддержали проект, в котором можем помочь будущему поколению лидеров развить в себе эти качества. Мы были рады поделиться нашей экспертизой в цифровом маркетинге и дать школьникам возможность развить эту компетенцию будущего».

Развитие предпринимательского мышления позволит ребёнку найти своё призвание, подходить творчески к решению любых возникающих задач, осознанно выбрать профессию. А когда человек любит свою профессию и занимается любимым делом, он обязательно достигает успеха.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь