Влияние школы, детского коллектива на формирование личности ребенка

0
2997

В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни. Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла. Это все достоинства школы как института воспитания. К недостаткам школы можно отнести обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно компенсировать за счет эффективного взаимодействия школы и семьи. Сегодня в педагогической литературе школа и семья рассматриваются как самостоятельные субъекты взаимодействия, имеющие свой собственный воспитательный потенциал. Основанная проблема такого взаимодействия: несогласованность школьного и семейного воспитания, противоречие между активной деятельностью школы и пассивностью большинства семей. Поэтому основными психологическими условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются:

— наличие заинтересованности педагога в судьбе ребенка, позволяющей работать с родителями школьников;

— наличие совместной деятельности педагогов и родителей ;

— раскрытие творческого потенциала родителей и детей в совместной деятельности.

Задача школьного учителя вместе с родителями – обеспечить благоприятное вхождение ребенка в школьную жизнь, помочь ему освоить позицию школьника, способствовать формированию положительных отношений в классном коллективе.

Среди малых контактных групп, членом которых является школьник, обычно наибольшее влияние на его развитие оказывает школьный класс. Это связано, прежде всего, с возможностями, предоставляемыми классом для удовлетворения школьником базовых социальных потребностей: в общении, в самоактуализации, в общественном признании. Их реализация влияет на принятие ребенком класса, на идентификацию с ним, на осознание себя как члена данной группы, на эмоциональное самочувствие. Под влиянием внутригруппового статуса формируются мотивы поведения школьника, его отношение к учебе и другим жизненным ценностям.

Различный внутригрупповой статус школьника по-разному действует на формирование и развитие его личностных качеств. У ребенка может сформироваться тот или иной комплекс психологических особенностей, в зависимости от статуса, занимаемого ребенком в классе.

Благополучная внутригрупповая позиция школьника ведет к расширенным контактам, развивая коммуникативные качества, формируя уверенность в себе, своих силах. Намного больше психологических проблем возникает с детьми, чье положение в классе можно расценить как неблагополучное. Низкий внутригрупповой статус создает достаточно серьезные проблемы для социальной адаптации ребенка и формирования социально желательных качеств. Ребенок, лишенный общения со сверстниками, растет замкнутым, угрюмым. Устойчивые отрицательные переживания могут привести к формированию депрессивных эмоциональных состояний, акцентуаций характера и т.п.

Неприятие классом ребенка может приводить к отказу от учебной деятельности, ребенок может переключиться со школьного общения на общение в рамках дворовой или какой-либо иной компании, отвергающей социально-значимые ценности и принимающей асоциальные цели. Такие альтернативные группировки дают оценку поступкам ребенка, противоположную принятым в школе (грубость как геройство).

Положение ученика в коллективе зависит не только от особенностей школьника, но и от норм принятых в коллективе отношений. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Например, может быть, что коллектив подавляет одаренную личность, препятствуя ее развитию, не принимая из-за непонимания, зависти. Таким образом, класс оказывает на формирование и развитие личности школьника достаточно большое влияние.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь