Как приучить ребенка ходить в школу с охотой — Новости на KP. UA

0
2611

Он скрупулезно перебирает ручки-карандаши в пенале, изучает выданные прописи и книжки и с особой тщательностью собирает портфель: ведь завтра ему снова в школу! Но проходит совсем немного времени — и от восторженного блеска в глазах не остается и следа, зато становится привычным каждодневное нытье: «Опять эта дурацкая школа. «

ПОКАЖИТЕ ПРИМЕР

Опрос, проведенный «Комсомолкой», показал: число детей, для которых школа вовсе не является «праздником каждый день», довольно значительно. Почему же дети не хотят учиться?

— Во-первых, нужно рано вставать, — начинает загибать пальцы десятиклассница Марина. — Во-вторых, совершенно нет времени на общение: переменки маленькие, а на уроках — не поговоришь! В-третьих, постоянные нервы: сейчас учительнице что-то стукнет в голову и она начнет проверять домашку, которую никто никогда не делал. В-четвертых, часто придираются из-за внешнего вида, причем опять же — не по делу, а под настроение. В-пятых, оценки у меня не очень, и за оставшееся до окончания школы время я их уже не исправлю. Так стоит ли напрягаться? Да если бы и стоило — мне просто лень!

Психологи соглашаются: нежелание рано вставать — одна из основных общих причин недовольства. Однако и рецепт здесь довольно прост: не давайте ребенку до ночи сидеть перед компьютером и телевизором, тогда и процесс пробуждения будет не таким болезненным! Да и личный пример не помешает.

— Если родители сами до двух часов ночи сидят в соцсетях, утром спят как убитые, не слыша звона будильника, да еще и постоянно опаздывают на работу, чего же они хотят от своих детей? — удивляется психолог Марина Деркач. — Дети смотрят на нас и, осознанно или нет, копируют наше поведение. Поэтому родителям прежде всего нужно стать примером в том, чего они хотят добиться от ребенка.

НЕМОТИВИРОВАННЫЕ

Вторая распространенная причина нежелания ходить в школу — не­успеваемость. Но в отличие от протеста против раннего подъема здесь единого совета нет и быть не может. Тем не менее общие черты у неуспевающих учеников все же есть.

— В большинстве своем слабые ученики имеют нормальный уровень интеллектуального развития, но при этом существует какая-то проблема, — говорит Марина Деркач. — И наиболее распространенная — отсутствие мотивации.

Если у ребенка заинтересованность в познании нового достаточно сильна, его обычно характеризуют как старательного и настойчивого. Однако если этой заинтересованности нет, дети учатся вяло, нестабильно, могут пропускать занятия. В выпускном классе, старательно подгоняемые родителями, многие из них записываются на подготовительные курсы, начинают заниматься с репетиторами и старательно «тянут» оценки. В итоге и в школе, и в семье может сложиться настолько невыносимая обстановка, что предыдущие 10 школьных лет покажутся цветочками!

— И опять нередко вина лежит на родителях, — продолжает психолог. — Если папа за последние 5 лет не прочитал ни одной книжки, ему будет очень трудно убедить ребенка, что чтение — увлекательное занятие. Если маму ничего не интересует, кроме ток-шоу и сериалов, вряд ли она сможет замотивировать ребенка на успешную учебу.

НЕАДЕКВАТНЫЕ ОЦЕНКИ

Психологи предостерегают родителей, которые вместо того, чтобы поддерживать у ребенка веру в свои силы и радоваться малейшим проявлениям успеха, ставят слишком высокую планку в ожиданиях.

— Завышенные требования, нежелание вникнуть в проблемы ребенка приводят к снижению той самой мотивации, — говорит психолог. — И уж совсем недопустима ситуация, когда родители переносят на ребенка собственные несостоявшиеся мечты: «Раз у меня не вышло, ты должен достичь этого обязательно!» Но ведь ребенок пришел в эту жизнь вовсе не для того, чтобы делать то, что не удалось родителям. У него свой характер, свои способности и своя жизнь.

Нередко родители, наоборот, склонны оправдывать пофигизм ребенка, а его минимальные успехи выдают за достижения, достойные чуть ли не Нобелевской премии!

— Представляешь, мой-то на школьной олимпиаде по математике 5-е место занял! — восторженно сообщает знакомая. И не увидев ответного восторга с моей стороны (я-то знаю, что в школьных олимпиадах по предметам количество участников чаще всего как раз пятью-шестью учениками и ограничивается), с не меньшим энтузиазмом продолжает: — Он у меня очень умный, просто ленивый. Если б он еще и учебник в руки брал — точно первое место бы занял!

Другая знакомая, рассказывая про неуспеваемость сына по математике-физике, непременно гордо поясняет: «Он у меня гуманитарий».

— Языки хорошо даются? — спрашиваю.

— Нет… — пожимает она недоуменно плечами.

— Историю хорошо знает? Географию? Литературой увлекается? — теряюсь я в догадках.

— Да ничем он не увлекается! — уже более раздраженно отвечает знакомая. — Просто математику не знает. И физика ему не дается!

Согласитесь: достаточно своеобразное определение «гуманитария».

Словом, будьте справедливы к своим детям и постарайтесь адекватно оценивать их успехи. Помните, что и желание опустить ребенка «ниже плинтуса», и стремление без всяких причин вознести его до небес в равной степени негативно скажутся на его характере, отношении к учебе, да и вообще отношении к жизни.

«Королевств на всех не напасешься!»

«Комсомолка» собрала на тематических форумах самые интересные ответы на вопрос «Почему дети не хотят ходить в школу?»:

➜ Потому что самомнение о себе завышено, а в школе его не поддерживают. Потому что избалован и привык быть в семье королем. А в школе королевств на всех не напасешься!

➜ Школа — это труд. А детей не приучили трудиться.

➜ Такие уж школы. И ученики, и учителя там как в тюрьме — от звонка до звонка и ни секундой больше!

➜ Потому что каждый ребенок осознает свою индивидуальность. А в школе учитель говорит «для меня вы все одинаковые» да еще и гордится этим — мол, вот какой я профессионал, никого не выделяю! Вот и пропадает у ребенка интерес к самовыражению.

➜ Несправедливость. Хорошие оценки получает не тот, кто отвечает лучше, а тот, у чьих родителей кошелек толще.

➜ В школе много формального: дают кучу ненужных знаний, а нужно воспитывать характер.

➜ Имидж школы далек от идеала и крайне непривлекателен. Раньше перед учителем шапку снимали, а теперь в присутствии детей такое об учителях говорят, что уши вянут! А потом хотим, чтобы ребенок захотел по 6-8 часов проводить с этими страшными, нечестными, грубыми тетками? Да никогда!

КОМПЕТЕНТНО

«Дайте право ребенку самому решать, чего он хочет»

Почему первоклашке может быть некомфортно в классе? Как родители формируют негативное отношение к учебе, даже не подозревая об этом? Что делать, если ребенок заявил: математика мне не нужна и учить я ее не буду? Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе со школьным психологом Еленой КОСТЕНКО.

— Елена, нынешние дети не горят желанием ходить в школу, причем причины называются самые разные — от нежелания рано вставать до «все учителя — дураки». Можем ли мы говорить о том, что один или несколько факторов все же являются основными?

— Причины нежелания ходить в школу действительно очень разнообразны, и прежде всего они зависят от возраста. Если в младшей школе основные проблемы кроются в неладах со здоровьем, неправильном режиме учебы и отдыха, перегрузе с кружками, из-за чего ребенку бывает сложно выдержать школьный ритм, то в подростковом возрасте большое значение имеют отношения со сверстниками, которые именно в этот период выходят на первый план. При этом триада родители — ученики — учителя является важной на протяжении всего учебного процесса. Взаимопонимание и доверие в ней определяют успех ребенка в школе и, соответственно, его психическое здоровье.

— Есть и другая тенденция: малыши, как правило, с удовольствием ходят в школу, однако чем старше, тем этого удовольствия меньше…

— Определенный переломный момент наблюдается в 5-м классе, когда дети переходят из младшей школы в среднюю. В немалой степени негативное влияние оказывают взрослые (причем как учителя, так и родители), которые буквально программируют детей на неизбежные сложности: много новых предметов и учителей, кабинетная система, тяжелая программа.

Между тем ребенку нужно прямо противоположное — спокойная поддержка и мудрость родителей. Хвалите ребенка больше и чаще. Неодобрение должно быть мягким. Исключите из лексикона обидные слова «недотепа», «тупица», оценивайте работу, а не ребенка, и уж тем более не наказывайте его физически! Сравнивайте опыт ребенка с его прошлым опытом, а не с опытом других детей. Не требуйте невозможного — ребенок всему должен научиться. Не пугайте младших школьников учителями, а старшеклассников — перспективой непрестижной работы. Лучше расскажите ребенку интересные истории из своей школьной жизни и научите его ко всему подходить с юмором и оптимизмом. А если вы заметили, что его отношение к школе внезапно изменилось в худшую сторону и вам не удается справиться с этим самостоятельно, обратитесь к школьному психологу.

— Родителям старшеклассников нередко приходится выслушивать чуть ли не ультиматумы: этот предмет мне не нужен, не интересен, поэтому учить я его не буду! Как прийти к консенсусу в этой ситуации?

— Прежде всего, напомните, что отличительной чертой образованного человека является всестороннее развитие. А далее, если, конечно, ребенка не интересует статус отличника, попробуйте отпустить ситуацию. Прислушайтесь к подростку, к его желаниям и разрешите усиленно заниматься именно теми предметами, которые ему интересны, даже если для этого придется пожертвовать хорошими оценками по другим. Ведь на самом деле оценки — это второстепенное. Главное, что вы воспитываете самостоятельного человека, который вправе сам решать, чего он хочет.

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

Школа — это маленькая модель мира

В начальных классах я школу не просто любила, а ее обожала! В последние дни августа просыпалась по утрам и даже сердце замирало: а вдруг сегодня 1 сентября, а я проспала?!

Но все течет, все изменяется… Занятия начнутся уже через несколько дней, а в школу меня не тянет. И как бы я ни хотела увидеть всех своих одноклассников, с уверенностью могу прогнозировать, что наступающий учебный год особой радости мне не принесет.

Я, как и большинство моих сверстников, не хочу рано вставать, до ночи сидеть за уроками и отдавать большую часть времени предметам, которые мне неинтересны. В этом году я буду учиться в выпускном классе, так что грядущий год явно не обещает быть лучшим в моей жизни. Кроме того что надо будет усиленно готовиться к выпускным экзаменам и ВНО, придется многократно выслушивать «страшилки» учителей о том, насколько это все серьезно. Конечно, подобные истории мы все слышали и раньше, но ведь 11-й класс… Так что все это будет в «усиленном режиме».

Мне не нравится учиться в школе, причем чем дальше, тем больше! Прежде всего потому, что я получаю мало необходимых знаний. Кое-что из пройденного мне понадобится для будущей работы, что-то мне нужно знать для общего развития, но в общем и целом школьная программа — это слишком много всего и далеко не всегда нужного. И вот парадокс: интересным предметам я посвящаю очень мало времени, ведь они мне легко даются и я усваиваю их очень быстро. В то же время на то, что мне неинтересно, приходится тратить львиную часть времени и сил, ведь материал просто не лезет в голову!

Конечно, нельзя сказать, что школа мне ничего не дала. На самом деле она многому меня научила, я имею стандартную базу по множеству предметов, общеобразовательная школа стала для меня и своеобразной школой жизни. Именно здесь я общаюсь с большим количеством людей, в первую очередь с ровесниками. И это общение сделало меня более коммуникабельной, толерантной, сдержанной и научило работать в коллективе. А еще именно в школе я поняла, что чудес на свете не бывает. Школа — это маленькая модель окружающего нас мира, в котором никто никому ничего хорошего просто так не сделает, зато равнодушие, ложь и несправедливость здесь — вполне привычны.

А ваш ребенок ждет 1 сентября?*

Да, он любит ходить в школу 55%

Хочет пойти только 1 сентября — встретиться с одноклассниками 21%

Нет, он не любит ходить в школу 24%

*В опросе, проведенном на сайте «Комсомольской правды» в Украине» kp.ua, приняли участие 815 человек.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь